Ru
En
МЕНЮ
Карта сайта

В Кузбассе нашли женский портрет, которому больше 200 миллионов лет

15.11.2017 / Газета Кузбасс

Странный предмет принесло к озерному берегу нынче летом. Ветер гнал и гнал по воде солнечные пятна. Озеро спало под далекий шум. Мелкая волна толкала предмет бережно-настырно то сбоку, то сзади, то тихо окатывая сверху, спасая от жары…
Из здешних недр уж выбрано всё. Горняки ушли добывать уголь дальше. Подземные воды заполнили яму. Образовавшееся после горных работ озерко, казалось, никаких древних тайн не имело и иметь не могло. Но…
– Мы приехали туда, на Моховский угольный разрез, получив разрешение от его руководства забрать окаменелые деревья – фрагменты доисторических стволов. Давно хотелось поставить в музее каменную рощу, очень хотелось, – говорит Владимир Челухоев, директор историко-этнографического музея «Чолкой» в телеутском селе Беково (под Белово). – И спасибо угольщикам! Несколько «пеньков» подобрали мы еще в дороге по разрезу. Знакомый горняк, давно изучающий доисторические времена и свидетельства их, нам окаменелые остатки деревьев показывал. И их признать помогал. И вот так мы подъехали к озеру и… увидели что-то темное метрах в пятнадцати от берега. Там по колено. Подошли, и оказалось – большой фрагмент окаменелого дерева. Вес– килограммов триста. Мы вчетвером еле вытянули его из воды, еле в кузов погрузили.
А позже сын, мой заместитель в музее, отмыл находку от тины и угля. Почистил веничком и тряпкой. И все увидели – сзади вроде… женских кос. А повернули находку – лицо женщины! Скуластое, с прямым носом, большими глазами, большим ртом. Она, красавица, казалась знакомой, но было в ней и что-то иное. Не земное… Водное.
Рассуждали просто. Женский лик в окаменевшем дереве – игра природы. И все же. Портрет «написан» где-то 200 миллионов лет назад, в мире динозавров, когда человечества еще не было. Значит, «запечатлена» красота не женщины, а… Су эзи (Духа Воды) или Су энези (Матери Воды). Предания о ней живы. Обычай, входя в воду, плывя по реке или идя через реку даже по мосту, вспоминать Су эзи, называть по имени, опускать в волны дары, существует до сих пор…
– К тому же «портрет» отдала вода, – продолжает Владимир Челухоев, потомок одного из самых известных родов гуннов, потомок шаманов. – Да, когда мы установили в музее (под открытым небом) эту находку, я «услышал», проще сказать, почувствовал: нашли часть ее. Скорее всего, еще были плечи, тело и русалочий хвост. Эти части исчезли в толще земли, в процессе образования угля, значит. Время уберегло и донесло до нас лишь портрет Су эзи. И мы восстановили ей русалочий хвост. После чего пришло… благодарное чувство.
…Дух Воды, обернувшись русалочьим хвостом, словно укрывшись от снежных туч и зябких объятий степного ветра, занял свой пост в музее. Она, Су эзи, смотрит на дорогу и на нас, людей, улыбаясь. И как же сильно похожа на местных женщин! И на женщин Кузбасса. Каждая из нас в ней находит частичку себя.
Но могут ли существовать вообще и быть живы до сих пор дочери Су эзи – русалки?
Несколько лет назад на севере Кузбасса на озере Большой Берчикуль рыбаки поймали странное существо. Сфотографировали рыбье лицо с человеческими большими глазами и большим ртом – и суеверно отпустили. Те кадры «типа русалки» из Кузбасса взорвали интернет.
А год назад на юге области умерла женщина, видевшая «классическую» русалку – типа девушки с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Имя свидетельницы – Ольга Адыякова.
– Моя мама – Ольга Николаевна – видела русалку в конце 1970-х, – пояснила «Кузбассу» в Таштаголе ее дочь Светлана. – Я была тогда уже подростком и хорошо помню ее рассказ. Да и мама его повторяла потом много лет… А всё случилось поздней весной. Тогда папа наш Поликарп работал в леспромхозе. Была большая вода. Ему на лодке нужно было доставить из Усть-Кабырзы в Усть-Анзас продовольствие. С ним поехала мама.
Лодка-моторка шла по Мрассу. Папа сидел сзади, был занят мотором. Мама была на носу лодки и смотрела на берег… Русалку увидела только мама. «На камне сидела. Волосы у русалки длинные-длинные. Она их расчесывала. С виду – женщина, но хвост длинный рыбий», – рассказывала мама, человек уважаемый, честный… И ведь русалку мама видела еще несколько раз – в следующих рейсах с папой по Мрассу! И всегда маме становилось после этого плохо. В последний раз с лодки, по возвращению, ее даже на руках домой папа нес – так было плохо, чуть не умерла…
По словам дочери, Ольга вспоминала про русалку, поясняя, что слышала о них – Духах Воды – легенды в поколениях… И на «свою» русалку Ольга («за воздействие типа гипноза, за желание погубить») не сердилась. А находясь на реке – всегда дарила воде дары-угощение.